Карагандинский «Шахтер» в казахстанском футболе — явление нетривиальное. Только «Кайрат» в стране имеет более долгую историю. И именно горняки в 2013 году осуществили настоящий прорыв в нашем клубном футболе, продемонстрировав всем, что выход в групповую стадию еврокубка для отечественного клуба не является неосуществимой мечтой. Потому к «Шахтеру» в Казахстане отношение особое.
Прямо по ходу продолжающегося горняки претерпели смену клубного руководства и главного тренера команды. «Шахтер» по традиции последних лет очень неудачно стартовал в чемпионате страны, и перемены в карагандинском клубе явно назрели. В итоге новым исполнительным директором ФК «Шахтер» стал молодой перспективный отечественный футбольный функционер Олжас Абраев.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил пообщаться с руководителем карагандинского футбольного клуба и задал ему ряд вопросов — местами не самых удобных.
Тренерский штаб
— Олжас Шакенович, в команду пришел новый главный тренер. Почему был выбран именно Саулюс Ширмялис?
— Мы были в сложной ситуации, когда времени на раскачку совсем нет. Поэтому нужно было пригласить специалиста, который хорошо знает наш чемпионат и, разумеется, пользуется авторитетом среди игроков. Во время чемпионата найти такого человека было сложно. А главное — тренер должен был согласиться прийти в команду, находящуюся в зоне вылета.
Ширмялис обладает всеми необходимыми качествами. А теперь, по прошествии некоторого времени, я не побоюсь сказать, что проделана большая работа. Важно, чтобы она принесла положительный итоговый результат.
— Кто пришел вместе с литовским специалистом в его тренерский штаб?
— В обновленный тренерский штаб вошли Йозеф Шкрлик и Игорь Солошенко. Андрей Финонченко и Валерий Ситало продолжают работать тренерами основной команды. У Шкрлика также богатый опыт работы в Казахстане, и он пользуется большим авторитетом как в нашей стране, так и за границей. Я лично его знаю многие годы и не скрою, что приятно поработать вместе с этим тренером.
Хочу добавить и про тех специалистов, кто по-прежнему с нами. Игорь Александрович ранее трудился в качестве спортивного директора клуба, его опыт и авторитет нам очень необходимы, поэтому мы предложили ему новый контракт и благодарны за его согласие и далее работать с «Шахтером». Что касается Андрея Юрьевича, то он всем знаком как один из ведущих футболистов команды «горняков». Это символ команды последних лет, олицетворение больших побед «Шахтера». Но карьера игрока завершилась, впереди новый этап, который является стартом в тренерской карьере. Уверен, у него все получится. Такие профессионалы по-другому просто не могут. Валерий Леонидович чаще всего находится в тени. Такова специфика работы тренера вратарей, однако объем ее, который он проделывает с голкиперами, колоссальный, поскольку вратарская позиция всегда требует особого внимания. Важное качество Валерия Леонидовича — умение готовить и открывать новых звезд, такое приходит только с опытом. Думаю, что это качественное преимущество Ситало перед коллегами по цеху. Поэтому мы тоже очень рады, что он остался в коллективе.
— Карагандинские болельщики очень любят Виктора Кумыкова, у которого сейчас неплохо идут дела в Узбекистане. С ним велись переговоры?
— С Виктором Балютовичем мы поддерживаем связь. Буквально недавно виделись и, разумеется, затрагивали тему «Шахтера». Но скажу сразу, что его мы не рассматривали лишь по одной, но очень важной, причине — сейчас он имеет действующий контракт с футбольным клубом «Алмалык». В этом сезоне их дела идут хорошо, можно сказать, что в гору. Зная, что Виктор Балютович — человек слова, было бы некорректно приглашать его к нам.
Состав
— Кого можно назвать лидером нынешнего «Шахтера»?
— Я не могу кого-то выделить особо, поскольку мы — одна команда, и каждый игрок, кто находится сейчас в ней, — это профессионал своего дела. Болельщики часто обсуждают и порой откровенно ругают отдельных футболистов. Повторюсь: те, кто в данный момент остался в нашем коллективе, — профессионалы своего дела, люди, болеющие за наш клуб, поэтому каждого из них готов защищать до последнего.
Разумеется, может, и не все играют так, как хотелось бы. Конечно же, можно поменять половину команды в трансферное окно, как это сделали другие клубы, но определенные обстоятельства вносят свои коррективы. А те игроки, кто все-таки остался и оказался честным перед командой, получили от нее благодарность. С кем же мы попрощались — это уже прошедшая история для клуба.
На встрече с болельщиками я готов буду ответить на вопросы по всем игрокам. В эту субботу мы планируем провести открытую тренировку и встречу с нашими болельщиками.
— В команде много своих воспитанников, и в других клубах КПЛ есть карагандинцы. Не пробовали их вернуть?
— Делать любые маневры по ходу сезона очень сложно. Сейчас перед нами стоят определенные задачи. Для начала будем решать их, далее выстраивать концепцию развития клуба. Конечно, хотелось бы выстроить правильно работу по воспитанию молодых футболистов, и, разумеется, в первую очередь иметь в составе своих воспитанников.
Наши воспитанники все чаще и чаще приглашаются в молодежную и юношеские сборные нашей страны, а это, в своем роде, тоже определенный показатель. Нужно продолжать работать, чтобы основными игроками клуба становились свои воспитанники.
— Не считаете, что в команде слишком короткая скамейка запасных?
— На данный момент у нас скамейка попросту отсутствует. Игроки, конечно, у нас есть, но, к сожалению, порой нам приходится их использовать не совсем на своих позициях в связи отсутствием других.
Вторая беда — это травмы. С начала сезона нас преследует эта напасть. Буквально на днях сделали операцию Айегбуси, следующий на очереди — Таттыбаев. Не совсем готов по состоянию здоровья Мангуткин, пока он тренируется по индивидуальной программе.
Да, мы попытались что-то изменить в дозаявочный период, но, к сожалению, не все удалось в связи с ограниченными финансовыми возможностями. Понятно, что стоит задача сохранить команду, но и увеличивать долговые обязательства тоже не хочется — их у клуба и так полно.
— «Шахтер» — первый из казахстанских клубов, кто прошел в групповой раунд одного из самых престижных клубных турниров Старого Света. Как думаете, с чем связано то, что сейчас такой ФК борется за выживание?
— В первую очередь, — это ежегодные долговые обязательства, которые последние три сезона преследуют клуб. Причины появления этих задолженностей разные. Во-вторых, нужно четко понимать задачи, которые необходимо решать клубу по ходу сезона. Медали и еврокубки — это хорошо, но при наличии собственной инфраструктуры. Сейчас же воспитанники нашего футбольного центра тренируются на искусственном газоне не самого хорошего качества, да еще и с ограниченным количеством времени, что пагубно сказывается на наших юношах. Вот что нужно решать в первую очередь. Мы не говорим об условиях основной команды, которая тренируется и играет на единственном стадионе с естественным газоном в регионе. Как бы ни старались работники спортсооружения содержать его в хорошем состоянии на протяжении всего сезона, это просто невыполнимая задача. В данном случае я не хочу обидеть специалистов, которые делают все возможное и невозможное. Но природа вносит свои коррективы, — с этим сложно поспорить.
Поэтому нам необходимо самим пересмотреть вопрос подготовки своих футболистов, обратить внимание на воспитание ближайшего резерва. Буквально недавно мы получили экипировку для футбольного центра от Федерации футбола Казахстана при поддержке Профессиональной футбольной Лиги. За это мы им очень благодарны, поскольку даже в самых основных моментах на сегодняшний день испытываем большие сложности.
В ближайшие время мы также ждем от ФФК и ПФЛК профессиональный спортивный инвентарь для тренировочного процесса наших юных футболистов. Первые шаги со стороны республиканских чиновников сделаны, теперь настала наша очередь по-другому посмотреть на юных футболистов.
— После последнего домашнего поражения от «Тараза» болельщики опять скандировали об отставке руководства и тренерского штаба. Что можете сказать по этому поводу?
— Я всегда говорю, что мы играем, в первую очередь, для болельщиков. Нам очень стыдно за последнее поражение, но не за игру. Поясню. Во-первых, «Тараз» — очень хороший коллектив, гости выиграли заслуженно, смогли с первой до последней минуты выполнить установку тренера, а Ваит Хамидович — очень уважаемый специалист. Лично еще раз убедился: специалист с большой буквы вернул команду в строй. А ведь еще недавно таразцы находились в состоянии определенного пике, — примерно с этим боремся сейчас и мы.
Да, мы не забили, но играли гораздо лучше, чем прошлые домашние матчи. Есть определенные сложности. Главный тренер уже отметил, что дома нам играть гораздо сложнее. Это и груз ответственности перед нашим требовательным болельщиком, которые требует игры первым номером, и проблема с нестабильным составом — череда травм, нет полноценной замены на все позиции.
Ну, и потом, — статистика же говорит о том, что идет определенная работа, которая дает результат. Если до приглашения господина Ширмялиса команда провела 13 игр и набрала 9 очков, то с последними изменениями на тренерском мостике, сыграв 9 матчей, «Шахтер» набрал 15 турнирных баллов. Поэтому просим дать время, чтобы можно было делать определенные выводы.
Однако мне очень приятно, что в клубе сейчас столько воспитанников и футболистов, которые долгое время играли за «Шахтер». Это говорит о том, что им небезразлична судьба нашего коллектива. К примеру, в последней игре на поле вышел молодой местный воспитанник, вернувшийся в «Шахтер» в летнее трансферное окно — Геворг Наджарян. На мой взгляд, он хорошо влился в коллектив, и у парня большое будущее.
Что касается всех футболистов в целом, я не могу упрекнуть кого-то, что нет желания или старания. Команда играет на пределе. Не нужно забывать, что наши соперники тоже работают, совершенствуются, и, в том числе, показывают хороший футбол. Текущий чемпионат страны, пожалуй, — самый сбалансированный по составу участников. Поэтому прошу, чтобы болельщики с пониманием относились к тем сложностям, которые команда испытывает сейчас.
— В последнее время все чаще и чаще поднимается вопрос судейства, и нередко он становится решающим. «Шахтер» тоже не стал здесь исключением. Как прокомментируете ситуацию?
— Мы уже не раз высказывались по этому поводу. В том числе и Саулюс Константинович говорил на данную тему. Мы не ищем проблемы в судейских решениях. Это футбол, в нем работают люди, которые могут допустить ошибку, какими бы профессионалами различные специалисты ни были.
Не буду скрывать, что мы подолгу сами просматриваем тот или иной эпизод, — но лишь для того, чтобы извлечь урок на будущее. Что касается квалификации судейского корпуса, то она с каждым годом растет, наших судей все чаще назначают на различные международные матчи. А это важный показатель.
— Не так давно Кайрат Боранбаев сделал заявление о смене курса развития алматинского клуба. Означает ли это, что чемпион страны в этом сезоне уже определен?
— Я считаю, что для всех борьба в чемпионате только начинается. Думаю, и у «Кайрата» есть еще шансы побороться за чемпионство, и алматинцы непременно это сделают. Будут вести борьбу за определенные места и другие команды, интрига, я уверен, сохранится до последнего тура. Сейчас у нас в стране есть два суперклуба, — это наши международные визитные карточки. Я очень часто езжу в качестве делегата УЕФА по разным странам, и когда говорят о клубном казахстанском футболе, то все еще помнят тот легендарный «Кайрат», но очень хорошо осведомлены и о его современной истории с феноменальной инфраструктурой, о клубном профессионализме. Ну, и положительные отклики, разумеется, дают об «Астане», которую побаиваются многие европейские клубы, так как у всех на слуху исторический выход в групповую стадию Лиги Чемпионов УЕФА. Последние сезоны столичный коллектив стабильно радует казахстанских болельщиков групповыми стадиями самых престижных европейских турниров, и это показатель большого класса. От сезона к сезону наш футбол все больше и больше завоевывает уважение зарубежных коллег. С каждым сезоном чемпионат Казахстана становится сильнее и интереснее, прогрессирует вся лига в целом. ПФЛК на постоянной основе проводит ряд проектов по обучению клубных специалистов в области маркетинга, часть данной работы мы пытаемся внедрить в нашем клубе уже сейчас.
— Предусмотрены ли в карагандинском клубе бонусы за победы для игроков?
— Да, разумеется. Я думаю, в каждом клубе они есть. А с учетом того, что в «Шахтере» не такие уж и большие зарплаты, это стимул для достижения поставленных целей. Это касается и новичков клуба, — все они пришли помочь нашей команде в рамках бюджета, запланированного на этот сезон. Поэтому еще раз хочу выразить признательность всем нашим игрокам за то, что они, в первую очередь, душой болеют за клуб и оставляют все силы в каждом матче на футбольном поле.
«Шахтер-Булат»
— В трансферный период неплохо укрепился «Шахтер-Булат». Какие виды имеются на эту команду?
— Я очень рад, что у нас в системе есть команды, участвующие во всех турнирах, проводимых ПФЛК. Что касается «Булата», то в последние годы там испытывали большие сложности, коллектив был на грани исчезновения. Я очень благодарен прежнему руководству за то, что, невзирая на все проблемы с финансированием, удалось сохранить команду с богатой историей. В этом сезоне больших задач перед ней не ставилось, но, разумеется, каждый матч должен играться на победу. Что касается летней трансферной политики, то мы, в основном, приглашали молодых игроков на перспективу, чтобы дать им возможность проявить себя. В дальнейшем хотим сохранить эту практику, чтобы давать чуть больше возможностей нашим воспитанникам проявить себя в полном объеме.
В ближайшие время будем готовить план развития клуба на следующие пять лет. В этой стратегии «Булату» отводится важная роль, поскольку мы хотим сосредоточиться на создании необходимой инфраструктуры, а уже после достижения данной цели — ставить высокие задачи в чемпионате.
— Способен ли «Шахтер-Булат» войти в тройку призеров Первой лиги?
— Конечно. Но для чего «Булату» нужна цель любой ценой быть в этой тройке? Безусловно, нужно выигрывать и радовать болельщиков. Однако мы много в последнее время экспериментируем с составом, просматриваем игроков, на которых могли бы положиться в следующем сезоне. Сегодня данная команда — наш тыл, который является площадкой для развития и постепенного перехода в основной состав.
— Состав этой команды пополнили не только карагандинские воспитанники, но и ряд других футболистов...
— Это сделано с прицелом на будущее. Чтобы в следующем сезоне ряд игроков мог проявить себя в Премьер-Лиге.
— Каков бюджет участника турнира в Первой лиге?
— Бюджет, на мой взгляд, очень маленький для участника турнира в этом дивизионе чемпионата страны. В основном, это командировочные расходы. Зарплаты — самые минимальные, покрывающие бытовые нужды.
Будущее
— Насколько можно понимать проводимую Вами на данный момент в клубе работу, Вы пытаетесь выправить финансовое положение. Строго говоря, раньше из сезона в сезон денег не хватало, клуб был в долгах, которые выплачивались из бюджета будущего года. Намереваетесь в сезон 2018 года войти без долгов и жить по средствам?
— К сожалению, так уже не получится. Буквально недавно завершился финансовый аудит клуба. Нам было указано на недочеты как в планировании, так и в расходовании средств.
Сейчас я не хочу обсуждать, плохо это или хорошо. Есть проблемы, которые нужно решать, а не искать виноватых. На сегодняшний день руководство Карагандинской области заверило нас, что будет оказана поддержка. Поэтому сейчас мы делаем все, чтобы долговые обязательства по итогам сезона были минимальными.
— Если удастся осуществить задуманное и остаться в Премьер-Лиге, то в межсезонье можно ожидать серьезные корректировки состава, направленные на достижение более высоких целей, нежели борьба за выживание?
— Для начала нужно решить задачу в этом сезоне. Выполним — будем ставить задачи на следующий год.
— Как известно, многое в футболе решают деньги. Наш регион уже не такой богатый, как было раньше, а когда Вы пришли в «Шахтер», то обещали вернуть клуб на лидирующие позиции. За счет чего это можно осуществить?
— Для этого нужен стратегический план. Поэтому мы планируем предварительный проект развития клуба прописать на ближайшие пять лет. Но основной акцент должен стоять на решении вопроса с инфраструктурой, при наличии которой можно будет ставить и задачи в чемпионате, — поскольку без фундамента мы не сможем говорить о прочном становлении клуба.
— Реально ли найти для «Шахтера» спонсора помимо областного акимата?
— Говоря объективно, сейчас не только «Шахтеру», но и другим клубам очень сложно найти спонсора, кроме государства. Однако по вопросу привлечения спонсоров в любом случае нужно работать. Зачастую вопрос в сумме. Если провести необходимую работу, показать, что клуб развивается, то инвестор придет. Но все-таки сейчас это просто не реально.
— Вы ранее не имели опыта работы в клубе, Мурат Тлешев не был спортивным директором. Что может помочь Вам вывести «Шахтер» из застоя?
— Для нас с Муратом Азимбековичем это новый опыт и профессиональный вызов. «Шахтер» для нас не совсем новый клуб, — я определенное время уже работал с этим коллективом в качестве консультанта по международным вопросам, когда команда выступала в еврокубках. Что касается Мурата Азимбековича, — думаю, он всем в казахстанском футболе хорошо знаком, пользуется большим уважением, все доказал своей игрой на поле. Теперь же пришло время подтвердить свои качества в роли футбольного менеджера. Вместе мы сделаем максимум, чтобы выстроить работу, которая, надеемся, пойдет на пользу.
— Какой результат работы Вас не устроит, и Вы покинете клуб?
— Не буду лукавить, но любое неудовлетворительное выступление команды, а также существенные претензии как со стороны болельщиков, так и со стороны руководства области могут стать поводом для отставки с должности в «Шахтере». Это жизнь — не всегда может получаться так, как мы хотим.
В первую очередь, — это спорт, а в спорте необходимо давать результат. На сегодняшний день у меня уже есть ряд претензий к самому себе. А что касается болельщиков, то, в целом, спорт создан для них, и футбол тут — не исключение. Поэтому если наш главный критик не доволен работой менеджмента клуба, — нужно уступить свое место и дать возможность другим проявить себя. Разумеется, порой я бываю несогласным с высказываниями болельщиков, однако стараюсь следить за их переживаниями и обсуждениями. Часто слышу и читаю хорошие идеи. В процессе работы мы стараемся исправлять недочеты.
Одно из правил, которое я привык применять в своей работе, — если нас не понимают, значит, мы плохо доносим до людей наш посыл.
В связи с этим мы всегда открыты для обсуждения, и, пользуясь случаем, прошу, чтобы наши фанаты тоже старались слышать и понимать команду, поскольку, когда читаешь отдельные посты, складывается впечатление, что порой мы смотрим абсолютно разные матчи.
— Что можете пообещать карагандинским болельщикам?
— Не хочу давать обещаний именно сейчас. Это можно будет сделать, когда мы согласуем дальнейшие векторы развития клуба, начнем работу по этой программе.
Сейчас же скажу откровенно: мы пытаемся решить текущие проблемы, которых в клубе предостаточно.